Компрессионный перелом позвоночника – один из распространённых видов травм позвоночника, который представляет собой сжатие и сгибание позвонка из-за чрезмерного механического воздействия. Причинами такой травмы чаще всего являются неконтролируемые, резкие и чрезмерные нагрузки на позвоночник (падение на ягодицы, прыжок с большой высоты с приземлением на ноги и т.п.).

При таком переломе повреждённый позвонок давит на прилегающие нервные корешки и спинной мозг, причиняя сильную боль. Последствия компрессионного перелома могут быть весьма плачевными – сжатие спинного мозга и разрушение межпозвонкового диска могут привести к параличу конечностей, а значит потере работоспособности и инвалидности.

В зависимости от формы и осложнений, лечение компрессионного перелома может проводится по-разному. Очень важно своевременно обратиться к врачу и не упустить время!

Первоначальные клинические проявления компрессионного перелома разные при поражении разных участков позвоночника:

1.      Компрессионный перелом в грудном отделе позвоночника опасен затруднением дыхания и даже временной его остановкой. Боль обычно не сильно выраженная, но распространяющаяся (иррадирующая) в область живота.

2.      Перелом позвоночника в поясничном отделе также может быть сопряжен с затруднением дыхания. Мышцы в пораженной области напряжены, и пострадавший не может осуществить поворот туловища. Признаки перелома поясничного отдела позвоночника иногда могут сопровождаться неврологическими нарушениями в виде сильной головной боли, тошноты и рвоты, потери сознания и др.

3.      Компрессионный перелом шейного отдела позвоночника характеризуется вынужденным положением головы и напряженными мышцами шеи. Человек не может выполнить вращательные движения и наклоны головой, поскольку движения в области шеи резко ограничены.

Физиологическими причинами компрессионного перелома можно назвать:

1.      хрупкость позвонков в силу их возрастной «изношенности»;

2.      остеопороз, при котором теряется масса костной ткани, и позвонки не способны выдерживать даже обычные нагрузки;

3.      метастазы опухолей различных локализаций в позвоночнике, которые увеличиваясь в размерах, разрушают структуру позвонков, ослабляя кость и вызывая патологический компрессионный перелом.

Переломы позвоночника могут сопровождаться возникновением специфических осложнений, в том числе очень серьёзных, приводящих к инвалидности пациента.

Наиболее частыми осложнениями являются нестабильность позвоночника, его деформация и неврологические нарушения. При отсутствии лечения, есть высокая вероятность возникновения хронического болевого синдрома, быстрых дегенеративных изменений в поврежденном сегменте, а также повреждения нервных структур.

Симптомы компрессионного перелома позвоночника будут разными в зависимости от причины появления этого заболевания:

1.      при травме — пациент почувствует острую пронизывающую боль;

2.      при переломе патологически измененных позвонков – первоначально возникает лишь незначительной боль в спине, которая затем прогрессирует и распространяется на конечности;

3.      общим проявлением перелома в обоих случаях будет чувство слабости и онемения конечностей.

Важна правильная диагностика, чтобы отличить компрессионный перелом от других заболеваний, которые могут также сопровождаться выраженным болевым синдромом. При подозрении о повреждении нервных структур проводится магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ).

Лечение:

Стоит помнить, что компрессионный перелом позвоночника требует продолжительного лечения, включая строгое соблюдение режима, предписанного врачом, и самодисциплины. Лечение проходит обязательно под пристальным наблюдением врача. Выбор метода лечения будет определяться тяжестью заболевания и состоянием пациента. При легкой степени перелома применяется в основном консервативное лечение, тогда как при тяжелом течении в большинстве случаев потребуется оперативное вмешательство.

Кто принимает решение о выборе метода лечения:

Решение о проведении операции данным методом принимается после полной диагностики пациента и выявлении всех особенностей заболевания и состояния пациента на международном консилиуме нейрохирургов в Российско-Израильском центре микрохирургии позвоночника.

В Российско-Израильском центре микрохирургии позвоночника компрессионный перелом позвоночника, а также другие несложные переломы, травмы и остеопорозы, лечат с применением методики вертебропластики. Данный метод представляет собой укрепление тела позвонков с помощью костного цемента путём введения его в позвонок через специальную иглу. Вертебропластика зарекомендовала себя как современная, эффективная и нетравматичная методика лечения позвоночника, которая решает вопрос переломов быстро, радикально и безопасно.

Важно лишь своевременно обнаружить заболевание и доверить решение проблемы опытным специалистам-микрохирургам!