Протрузия межпозвонкового диска (межпозвонковая протрузия, дисковая протрузия) является одной из основных причин появления болей в спине и представляет собой выпячивание межпозвонкового диска за пределы позвоночного столба.

При протрузии выпячивание пульпозного ядра (внутренней части диска) не выходит за пределы фиброзного кольца. При дальнейшем выпячивании диска и разрыве фиброзного кольца образуется межпозвонковая грыжа, а также, ухудшается фиксация позвонков между собой. Протрузия может протекать незаметно до того момента, пока не произойдёт раздражение или защемление нервов и сосудов. Помимо сдавливания нервов, может нарушаться и стабильность самого позвоночного столба.

Протрузия является стадией остеохондроза и возникает вследствие дистрофических нарушений структуры межпозвонковых дисков – утрачивается эластичность, происходит уплотнение и выпячивание за пределы позвоночника.

Основными причинами появления протрузии можно назвать:

1.      искривление позвоночника и нарушение осанки в целом (начиная с детского возраста);

2.      травмы позвоночника (сильный удар, падение, родовые травмы);

3.      остеопороз (разрушение костей при острой нехватке организму кальция);

4.      остеохондроз (недостаток внутри позвоночных дисков воды, аминокислот, микроэлементов);

5.      аномалии развития позвоночника.

Таким образом, факторами предрасположенности (группой риска) к появлению протрузии можно назвать следующие:

1.      наследственность;

2.      неправильная осанка;

3.      избыточный вес;

4.      малоподвижный образ жизни;

5.      профессиональная предрасположенность;

6.      недостаточное развитие мышечного каркаса;

7.      нарушение обмена веществ;

8.      возрастные изменения;

9.      излишние и нерациональные нагрузки на позвоночник;

10.  тяжёлые инфекционные процессы в организме.

Выпячивание межпозвонкового диска на начальных стадиях протекает бессимптомно, формирование пролапса носит длительный характер. Развитие болезни можно разделить на три стадии:

1.      разрушение структуры межпозвонкового диска, когда ощущаются острые локальные боли;

2.      собственно выпячивание диска (перемещение пульпозного ядра к краю, растягивание волокон фиброзного кольца), которое вызывает интенсивные боли и выраженный дискомфорт;

3.      значительно выпячивание содержимого диска, сопровождающееся острыми, иррадиирующими болями и невралгическими отклонениями (напр., онемение конечностей).

Скорость развития протрузии (а начать проявляться она может даже в возрасте 20 лет), симптоматика, возможность её распознавания во многом зависят от вида и типа выпячивания диска. Выпячивание пульпозного ядра может идти равномерно вокруг позвонка (циркулярная протрузия) или неравномерно (диффузная); пролапс может образовываться в сторону относительно позвоночника (латеральная протрузия), к центру спинномозгового канала (медианная), назад (задняя) или назад в сторону (заднелатеральная).

Но чаще всего различаются виды протрузии по расположению:

1.      в шейном отделе позвоночника (самая опасная, поскольку защемляются нервы, отвечающие за работоспособность рук, головы);

2.      в грудном (самый редко встречающийся вид протрузии) отделе позвоночника;

3.      в поясничном отделе позвоночника (45-50% поражений), который больше всего предрасположен к появлению проблем, т.к. подвергается большим нагрузкам и имеет большую амплитуду движений (поэтому такая протрузия – самая распространённая);

4.      протрузии пояснично-крестцового отдела позвоночника.

В зависимости от места расположения образующегося пролапса боли пациент ощущает в соответствующей части спины и конечностях. А величина выпячивания диска, его конкретные патологии, стадия болезни влияют на силу, частоту и степень выраженности клинических проявлений протрузии.

Общими симптомами и признаками являются:

1.      острые или хронические боли в области шеи, грудного отдела позвоночника или поясницы;

2.      усиление боли при наклоне вперёд;

3.      скованность и ощущения жжения в области шеи, груди или поясницы;

4.      частые головные боли;

5.      головокружения;

6.      повышение артериального давления;

7.      шум в ушах, снижение зрения и слуха;

8.      радикулит;

9.      частое онемение спины, потеря чувствительности её кожных покровов;

10.  нарушение чувствительности или двигательных функций конечностей, онемение пальцев рук и ног;

11.  ослабление мышц, потеря их эластичности.

Важно на как можно более раннем этапе определить наличие болезни для своевременного её лечения. Даже опытный врач может распознать протрузию только после проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ), чтобы исключить заболевания с похожей симптоматикой и иметь точные данные о размере, расположении и типе выпячивания межпозвонкового диска.

Выбор метода лечения протрузии определяется её видом, степенью развития, общим состоянием здоровья пациента, степенью выраженности болевых симптомов. Однако, большинство методов позволяют лишь облегчить состояние здоровья и уменьшить боли в спине, но не устраняют заболевание полностью. Из-за возможности рецидива, а также при отсутствии эффекта от консервативного лечения или при значительных размерах выпячивания диска (более 5 мм) необходимо хирургическое вмешательство, которое поможет избавиться от причин проблемы без траты времени и средств на бесконечные физиотерапевтические процедуры.

В Российско-Израильском центре микрохирургии позвоночника лечение протрузии проводятся малоинвазивными (щядящими) хирургическими методами холодноплазменной нуклеопластики или радиоволновой нуклеаннулопластики. Данные методы являются максимально безопасными. Их применение стало возможным благодаря современным достижениям в развитии микрохирургии позвоночника.

Раньше пациенты боялись любого хирургического вмешательства не только из-за отсутствия гарантий избавления от самой болезни, но и из-за риска приобрести дополнительные серьёзные осложнения. Операции на позвоночнике являются одними из самых сложных, поскольку любое вмешательство рядом со спинным мозгом должно выполняться крайне осторожно. Но с появлением около 10 лет назад малоинвазивных методик, которые осуществляются через прокол, операции на позвоночнике стали быстрыми и минимально травматичными. Такие уникальные, на сегодняшний день, операции, не требующие даже госпитализации пациента, проводятся опытными специалистами из России и Израиля.

Чрескожная холодноплазменная нуклеопластика представляет собой малоинвазивное (без открытого хирургического вмешательства, пункционным доступом через прокол) оперативное вмешательство, позволяющее быстро, с минимальной травматичностью обрабатываемой ткани, осуществить удаление части вещества межпозвоночного диска при сохранении фиброзного кольца. В результате операции достигается декомпрессия корешка спинномозгового нерва и происходит быстрое уменьшение болевого синдрома.

Без своевременного обнаружения и лечения протрузии существует высокая вероятность разрушения диска и в дальнейшем необходимость экстренной хирургической операции для исключения инвалидизации. Лечение должно быть комплексным (для устранения и симптомов, и причин возникновения болезни). Не откладывайте здоровье «на потом»! Чем раньше начато лечение – тем лучше будет прогноз!

Будьте добры,подскажите пожалуйста,какой хирург проводил операции холодноплазменная нуклеопластика 27 ноября 2013г.Моя мама делала операцию и ей сказали,что возможно сделать еще одну,на другом участке позвоночника.Она очень довольна и хотела бы второй раз приехать именно к этому хирургу,на докумнтах мы фамилии доктора,делавшего операцию,не нашли.Спасибо.И еще,где можно оставить отзыв или благодарность на вашем сайте.