декабря

Стеноз позвоночного канала (поясничный стеноз) – это хроническое заболевание, характеризующееся патологическим сужением центрального позвоночного канала. Сужение позвоночного канала происходит за счёт давления костных, хрящевых или мягкотканых структур, которые занимают пространства нервных корешков и спинного мозга.

Физиологически стеноз может быть обусловлен несколькими причинами:

• дегенерацией (изменением) клеточных структур и функций, что ведёт к сужению позвоночного канала и точек выхода ветвей нерва;
  • патологическим утолщением связок между позвонками;
  • увеличением нагрузки на фасеточные (межпозвонковые) суставы при нерациональных нагрузках на позвоночник.

Стеноз позвоночного канала может быть врождённой аномалией, но чаще всего связан с возрастной дегенерацией позвоночника или некоторыми заболеваниями, такими как:

Виды стеноза позвоночного канала:

• спинальный стеноз;
  • люмбальный стеноз;
  • латеральный стеноз позвоночного канала;
  • цервикальный стеноз;
  • дегенеративный стеноз позвоночного канала;
  • относительный стеноз позвоночного канала;
  • стеноз позвоночного канала шейного отдела;
  • вторичный стеноз позвоночного канала;
  • центральный стеноз позвоночного канала.

Что будет, если вовремя не лечить стеноз позвоночного канала?

Поскольку позвоночный канал анатомически является как бы «футляром» спинного мозга, то даже незначительное его сужение может быть очень опасным. Например, в результате сужения позвоночного канала спинной мозг может быть сжат вместе с артериями. Это приведёт к ишемии спинного мозга, а в дальнейшем – к отмиранию нервных клеток, невралгическим заболеваниям и нарушению функционирования внутренних органов. Без своевременного обнаружения поясничного стеноза и грамотного его лечения возможен паралич конечностей и другие серьёзные последствия, решить которые в дальнейшем можно будет только с помощью длительного, дорогостоящего лечения.

Группы риска:

Стеноз является типичным возрастным заболеванием, появлению которого способствуют нерациональные физические нагрузки в течение нескольких лет, поднятие тяжёлых предметов и другие, негативно воздействующие на позвоночник, процессы. Поэтому в большинстве случаев стеноз позвоночного канала выявляется у пациентов старше 50 лет, которые ведут активный образ жизни. Например, фанатичное увлечение дачными хлопотами неминуемо приведёт к проблемам с позвоночником и к возможному развитию стеноза. Способствуют его развитию и микротравмы, профессиональная деятельность, связанная с нагрузкой на поясницу, которые сами по себе не являются причиной заболевания, но могут существенно утяжелять её течение.

Стеноз может развиться в любом отделе позвоночника, но чаще всего возникает в поясничном отделе, поскольку именно он подвержен самым большим нагрузкам и большой амплитуде движения. Стеноз в шейном отделе наиболее опасен, поскольку позвоночный канал в этом отделе позвоночника и без того очень узкий, а значит вероятны более тяжёлые последствия заболевания.

Наиболее выраженные симптомы стеноза позвоночного канала:

• боли в пояснице, «отдающие» в ногу;
  • сосредоточение боли в ягодицах и бёдрах;
  • сильные боли во время длительной ходьбы (неврогенная перемежающаяся хромота);
  • чувство онемения и тяжести в области таза и/или в ногах;
  • чувство жжения в ногах;
  • усиление болевых ощущений при прямом положении тела;
  • утихание боли при наклоне вперёд и в положении сидя (постуральная дисбазия);
  • нарушение функций мочевого пузыря и кишечника.

Выбор метода лечения производится на основе точной диагностики, которая станет залогом успешного лечения. Для постановки диагноза нужно проведение обследований методами МРТ и КТ. Необходимо определить специфику сужения канала, количество суженых областей, стадию и тяжесть заболевания, а также степень стабильности позвоночника пациента.

Выбор метода лечения стеноза позвоночного канала:

Консервативный метод рекомендуется, когда стеноз позвоночного канала развивается на начальных стадиях и имеет ещё не ярко выраженные симптомы. В таких случаях пациенту могут назначаться лекарственные препараты и физиотерапевтические процедуры (теплолечение, массаж, иглорефлексотерапия, электро- и мануальная терапия), лечебная физкультура, или наоборот – исключение нагрузок на поясничный отдел позвоночника, может быть предложено ношение специального пояса или корсета;

Оперативный метод лечения при осложнённом и ярко выраженном развитии стеноза. Если нет эффекта от консервативного лечения, проводится операция, главной задачей которой является устранение давления на спинной мозг и нервные корешки и снятие боли. В ходе операции позвоночный канал расширяется и повреждённые нервы освобождаются. Затем положение позвонков фиксируется.

Современные методы лечения.

К вопросу об оперативном способе лечения стеноза пациенты подходят с большим опасением из-за отсутствия опыта и достаточной информации о способах современного лечения болей в спине. В настоящее время такие опасения напрасны, поскольку уже в течение нескольких лет подобные операции проводятся малоинвазивными (через микропрокол) методами, которые делают маловероятными повреждения других органов и систем, а также протекают быстро и не требуют госпитализации пациента.

Операции по лечению стеноза позвоночного канала проводятся методом установки межостистых имплантов (спейсеров). Это малоинвазивное оперативное вмешательство с установкой устройств, расширяющих межпозвоночные отверстия и пространства вокруг нервного корешка. Установка спейсера позволяет снизить нагрузку на межпозвоночный диск и остановить прогрессирующее сужение позвоночного канала, а также обеспечивает стабилизацию позвоночника при движении. Таким образом, решение проблемы происходит моментально и максимально качественно.

Поскольку с детства мы не задумываемся о необходимости соблюдения правил грамотной организации рабочего места, о прямой осанке и правильной механике движений, с возрастом становится всё более вероятным возникновение болей в спине и проблем с позвоночником. Не ждите осложнений, требующих долгого, изнуряющего и дорогостоящего терапевтического лечения! Только своевременное обнаружение патологии и грамотное её лечение гарантируют вам активность и жизнерадостность!

После долгого и безуспешного лечения болей в области поясницы, отдающих в ногу и сопровождающихся довольно сильным онемением по правой стороне, попала на консилиум в российско-израильский центр микрохирургии позвоночника. Мне рекомендовали операцию холодноплазменная нуклеопластика для лечения грыжи L5-S1 11мм, которую я прошла 28го октября 2017 года. Условия, сам процесс и персонал оставили приятное впечатление. Особенно радостно, что попала к...