За последние две недели школьные столовые не раз попадали в топ новостей по весьма печальному поводу. Массовые отравления в Красноярске и Канске, Нижнем Тагиле, Новочебоксарске. Идут расследования. На этом фоне скромно прошли сообщения о победителях Всероссийского конкурса "Лучшая школьная столовая-2024". А их опыт дорогого стоит. Мы решили отобедать у победителей.
© Российская Газета
В школе N 163 Екатеринбурга учатся 1400 детей 18 национальностей. С января директор и ее команда рискнули пойти на гастрономический эксперимент. Кроме традиционного меню ученики 5-11-го классов по QR-коду на две недели вперед стали выбирать блюда по своему вкусу. Цена обычного обеда и из проекта "Кухни мира" — по 147 рублей. Набор последнего впечатляет: митетеи — колбаски с чесноком, зеленью и гречневой кашей, бигоди — объемный пирожок на пару с начинкой из мяса, капусты и лука. Все это очень вкусно. Повара готовят блюда казахской, белорусской, грузинской, узбекской, прибалтийской, татарской и армянской кухни.
"Раньше многие ребята не задерживались в столовой, например, потому, что не едят свинину, — рассказала директор школы Наталья Фоминых. — Надо было учесть их пожелания. И вот результат — уже в конце первой четверти число детей, питающихся в школе, выросло до 91%. Ранее — не более 82%".
Кстати, дети через QR-код ставят оценки повару и блюду. При всем разнообразии в их рейтинге безоговорочное лидерство — у борща и пельменей.
Директор строит планы вместо буфета организовать боксы самообслуживания с QR-кодами для покупки фруктов, выпечки и напитков. А еще собирается ввести в меню блюда без глютена. Пока они доступны детям по медицинским показаниям.
При всем разнообразии меню в школьной столовой в рейтинге у школьников лидируют борщ и пельмени. Но и от митетеи и бигоди не отказываются.
Школа N 163 из Екатеринбурга заняла третье место в номинации "Лучшая школьная столовая города-миллионника". А первое — у гимназии N 2 из Нижнего Новгорода. Мы и там побывали. Здесь школьную столовую считают составляющей учебного процесса: там, где хорошо складывают жиры, белки и углеводы, лучше усваиваются и знания. Еще один секрет — хочешь, чтобы детей вкусно кормили, возьми на работу маму кого-то из учеников. Здесь как раз такой вариант.
Так что готовят в прямом смысле как для своих. А кроме родительского контроля есть контроль детский. Послеобеденный опрос и вычисление индекса несъедаемости — обычное дело.
"Первое время от результатов опросов хотелось плакать, — вспоминает директор гимназии Татьяна Калинина. — Все дети писали только про сосиски. Слово "котлеты" некоторые даже не понимали. А теперь понимают!"
И любят. Поэтому именно куриная котлета была в победном завтраке федерального конкурса. Компанию ей составили булгур с овощами, кабачками, салат мясной с черносливом, творожное суфле с тыквой.
"У нас очень вкусно кормят, — с гордостью подтвердил девятиклассник Егор. — И мы сами решаем, например, каким будет завтрак".
По утрам работает система заказного меню, как в санаториях.
Первых мест на конкурсе было два — победителем стала и столовая петербургской средней школы N 164. В конкурсе оценивали не только поваров, но и работу школьной команды. Нужно было представить видеоролик и защитить перед жюри свою стратегию развития школьного питания. 164-я набрала максимально возможные 60 баллов — больше всех. Сейчас в школе готовятся к кулинарному турниру "Родителей в школу!". Семейные команды будут готовить свои блюда. А чьи наберут больше баллов — войдут в школьное меню свободного выбора. Кстати, свои предложения в него может внести каждый. Девочки, например, попросили фитнес-салат, чтобы беречь фигуры перед выпускными. А еще ученики сейчас принимают участие в разработке проекта школьного кафе.
Трудиться вот так и содержать хозяйство очень сложно, признает Татьяна Калинина. Нужно уметь договариваться и с поставщиками, и с родителями, и с детьми. Ей это удается. Ее гимназия попала в программу модернизации пищеблоков. В столовой сделали ремонт, обновили оборудование. Появилась чудо-печь. Она делает картофель-фри, но без капли масла! Столовая школы N 163 тоже прошла через ремонт. Он обошелся почти в миллион. Деньги выделили администрация города и управление образования. Новое оборудование школа купила сама: она зарабатывает, оказывая платные образовательные услуги.
Как видим, при всех проблемах дело можно наладить вкусно, что доказали победители всероссийского конкурса. А их, помимо тех, о ком мы рассказали, еще два десятка — в том числе и сельские школы. Да, трудно. Но это дорогого стоит — здоровья наших детей.